Статистика
Яндекс.Метрика




Подготовка к экзаменам или как пережить ЕГЭ

Материал для родителей и будущих выпускников.

 

Для кого-то весна, это долгожданное тепло, солнце, приближение каникул и отпусков, но только не для выпускников школ и их родителей. Для выпускника наступление весны повод для тревоги, так как начинаются пробные выпускные экзамены и все ближе тот самый единый государственный экзамен, т.е. ЕГЭ.

Возникающая тревога при мысли о предстоящем экзамене вполне объяснима. Более того, волнение перед экзаменом это нормально для человека не равнодушного к своей дальнейшей судьбе. Однако условия, в которых проходит экзамен, жестки, а цена провала высока. Строгий порядок проведения процедуры экзамена, видеокамеры в аудиториях, рамки металлоискателей, разного рода наблюдатели, передвижение в ходе экзамена исключительно в сопровождении, заполнение бланков исключительно «правильной» ручкой, в «правильных» местах, без права на случайную помарку… Все организовано именно так неспроста и может быть оправданно необходимостью обеспечения чистоты проведения экзамена, предупреждения возможного соблазна у ребенка воспользоваться хитростью и списать, чтобы увидеть и оценить его реальные знания. Но если посмотреть на экзамен глазами выпускника, то невольно возникает чувство, будто попадаешь в исправительную колонию, а успешное прохождение экзамена станет условием обретения свободы.

В дополнение к этому «масла в огонь» подливают педагоги, а порой и родители, которые пугают и без того напряженных выпускников опасностью не сдать, попрощаться с возможностью поступить в ВУЗ, стать неуспешным, столкнуться с массой проблем, а все из-за этого ужасного и труднопроходимого экзамена. В жизни подростка или юноши и без того немало трудностей: не всегда легкие отношения с родителями, вопрос жизненного и профессионального самоопределения, влюбленность или конфликты в среде сверстников, неудовлетворенность собой, своей внешностью, положением, статусом и т.д. Выпускник сталкивается с невероятным стрессом, который может стать причиной неуспеха или снижения результативности на экзамене, даже при наличии у ребенка всех необходимых знаний и навыков для прохождения экзаменационных испытаний на хорошем уровне.

Ни для кого не секрет, что быть готовым к экзамену, это не только обладать необходимыми фактическими знаниями, но и уметь их продемонстрировать, быть правильно настроенным морально, обладать достаточной уверенностью в себе, верить в себя. Порой, вера в себя творит чудеса и играет поистине важную роль.

Стоит отметить, что взрослые, помогая ребенку подготовиться к экзамену, не редко ошибочно расставляют акценты и приоритеты. Часто упор делается на сложности экзамена, его важности, на негативных последствиях, в случае провала, тем самым вызывая еще большую тревожность и негативное отношение подростка к самому экзамену. Неверно утверждать, что экзамен не сложен и не важен, но должен быть баланс. Экзамен сложен, но сдать его возможно. Волноваться перед экзаменом нормально, но не стоит преувеличивать его значение до вопроса жизни и смерти. Помогая ребенку, необходимо действительно помогать, а не пугать, нагнетая обстановку.

Что же можно порекомендовать родителям выпускников для того, чтобы помочь ребенку подготовиться к экзамену?

В первую очередь, самому родителю нужно признать и поверить в то, что его ребенок способный и не глупый, даже если родителю кажется, что это не совсем так. Нужно быть готовым помогать ребенку, несмотря на былые или будущие промахи, трудности и провалы. Нужно не терять веру в него не только на словах, но и на чувственном уровне. Родительская уверенность поможет самому ребенку поверить в себя, а это уже является существенной помощью. Человек, добившийся успеха, зачастую в первую очередь выражает благодарность именно тем, кто был рядом и поддерживал в нем веру в себя в трудные моменты.

Следует понимать, что в жизни ребенка происходит масса других событий, которые имеют влияние на его настрой, самооценку, мотивацию и т.д. Чтобы предугадать, спрогнозировать и вовремя предотвратить возможные эмоциональные потрясения и вовремя оказать должную поддержку, следует поддерживать с ребенком доверительные отношения. Такие отношения, в которых ребенок может доверить родителю свои проблемы. Но даже если ребенок не находит в себе сил доверить проблемы личного плана родителю, в силу стеснения или собственной эмоциональной незрелости, наличие проблем всегда можно определить по косвенным признакам, будь то случайно брошенные высказывания или картинка на странице в социальной сети. Для этого нужно просто быть внимательным и чутким.

Подготовка к экзамену должна начинаться заблаговременно, быть планомерной, без суеты и паники. Будет полезным даже составить график подготовки с разделением на предметы и темы. Сегодня в свободном доступе имеются экзаменационные варианты прошлых лет. Даже если решать по паре вариантов, но каждый день в течение одного-двух месяцев, результат будет лучше, чем если решить все возможные варианты за несколько дней до экзамена. Детям не всегда легко дается работа, когда нужно руководствоваться долгосрочным планом, всегда есть соблазн отложить важные дела «на потом». Роль родителя — мотивировать и подталкивать к тому, чтобы ребенок придерживался намеченного плана подготовки.

Чередование труда и отдыха давно признанный подход к вопросу достижения цели.

Подготовке к экзамену следует уделять много внимания, но это не должно быть единственным делом, которым занимается ребенок. Должен быть активный отдых. Отдых НЕ за компьютером, НЕ за телевизором, НЕ пассивный. Отдых, который способен по-настоящему отвлечь от тревожных переживаний и зарядить положительными эмоциями. Походы в кино и театры, посещение культурно-развлекательных мероприятий, выезды на турбазы, выходы на каток и лыжные базы, посещение секций, кружков, творческих объединений. Все это не должно оставаться за пределами досягаемости из-за надвигающегося экзамена, и родитель, в данном случае, может выступать в роли инициатора, мотиватора или просто спонсора.

Накопление знаний и понимание предмета, который предстоит сдавать на экзамене, это задача самого ребенка и педагогов, которые с ним работают. Ответственность за объем усвоенного материала и степень его понимания, также возлагается на самого ребенка и педагогов. Задача родителя — оказание должной поддержки ребенку и создание благоприятных условий для плодотворной подготовки к экзамену. Родитель должен вдохновлять и мотивировать, но не оставаться безучастным и тем более не становиться дополнительным источником стресса.

Эти простые условия помогут ребенку находиться в полезном напряжении, при этом иметь возможность восстанавливать затрачиваемые эмоциональные и энергетические ресурсы. Таким образом, оказаться подготовленным к экзамену не только на уровне знаний, но и в эмоциональном плане.

 

Психолог отделения профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних

МБУ Центр семьи «Норильский»

А.Н. Лебединский

 

 

 

Наши специалисты – психологи, юрисконсульты, специалисты по социальной работе, социальные педагоги, 

готовы оказать Вам квалифицированную помощь.

______________________________________

Для удобства клиентов осуществляется предварительная запись на консультации к специалистам Центра по телефону кабинета первичного приема

42-22-00

Комментарии закрыты.