Статистика
Яндекс.Метрика




«Академия подростка»

В 2014 году отделением профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Центра семьи «Норильский» был реализован проект «БЕЗусловное будущее», разработанный совместно с Автономной некоммерческой организацией «Кризисный центр «Доверие» и поддержанный грантовой программой Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития». 

В рамках проекта была разработана и прошла апробацию новая для Норильска форма организации реабилитационно-коррекционной работы с подростками, состоящими на профилактическом учете, и их семьями, предусматривающая комплексный подход к решению задач психолого-педагогической коррекции и реабилитации.

По истечению срока реализации гранта работа была продолжена в рамках текущей деятельности Центра семьи. На основе полученных в ходе проекта результатов специалистами Центра была организована работа Академии подростка «Познавая себя».

Встречи с участниками в Академии подростка «Познавая себя» имеют ряд особенностей. Наряду с традиционными методами психологической и социально-педагогической работы специалистами Центра семьи «Норильский» используются практические занятия в группе. Занятия, упражнения, игры носят дискуссионный характер, следовательно, готовых выводов подросткам и членам их семей не озвучивается, что способствует свободному выражению ими собственного мнения.

В ходе проводимой работы, подростки развивают способности понимать эмоциональные состояния других людей, умения адекватно выражать свое состояние, развивают коммуникативные навыки, умения сотрудничать, а также расширяют словарный запас и понятийный аппарат. Ребята учатся принимать свое тело, трансформировать негативные переживания в личностно-развивающие, работают с уровнем самооценки.

Одной из интересных, доказавших свою эффективность, форм работы стала «фильмотека». В  ходе занятий проводятся совместные просмотры фильмов художественного, документального жанра и их последующий анализ. Такого рода занятия способствуют развитию эмоциональной сферы и расширению поведенческого репертуара участников, позволяют снять эмоциональное напряжение, а эмоциональное проживание дает уникальную возможность познакомиться с различными социальными типажами (людьми с разными типами темперамента, принадлежащими к разным социальным группам, выполняющими разные социальные роли и т.д.) и научиться социально приемлемым формам взаимодействия с ними. Встречи в фильмотеке быстро стали популярными среди участников, и каждый раз собирают группы практически в полном составе.

На следующем этапе работы в данном направлении перед специалистами отделения, учитывая контингент участников, стояла трудновыполнимая задача — включить в работу совместный просмотр спектаклей Норильского Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского и их последующее обсуждение. Не просто было приобщить подростков к посещению театра и научить осмысленно воспринимать происходящее на сцене. Но со временем эта практика так же закрепилась в плане мероприятий академии, а по результатам мониторинга организации занятости несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, 70% подростков, прошедших через программу, теперь самостоятельно посещают театр.

Изначально программа занятий Академии подростка «Познавая себя» была рассчитана на 1 год, однако, учитывая различную скорость и характер динамики изменений в поведении участников и ситуации в их семьях, было принято решение не ограничиваться установленными сроками. За время работы академии в программе приняли участие 79 несовершеннолетних, проведено более 120 встреч, в том числе с участием врача-нарколога и инспекторов ОДН.